Главная » 2009 Март 3 » КОМУ НУЖНА ЭКОЛОГИЯ?
18:01 КОМУ НУЖНА ЭКОЛОГИЯ? | |
Актуальные проблемы экологического образования и воспитания подрастающего поколения Однажды в разговоре с коллегой я затронула тему введения в школе обязательного экологического образования и получила в ответ озадачившую меня реплику: "Да кому нужна твоя экология?!" Подумалось: "А действительно, кому?" Судя по результатам экологической ситуации в регионе и стране в целом, далеко не всем. И до тех пор, пока в обществе бытует такое мнение, эти результаты так и будут оставаться плачевными. Так кому нужна экология? Странно, что в условиях непростой экологической обстановки приходится размышлять на такую, казалось бы, очевидную тему. Экология нужна всем! Это давно осознали во всём мире. Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения - приоритетное направление в образовательной системе любого цивилизованного государства. Оно ставит перед собой сверхважные цели и задачи: познание законов развития и существования природы; взаимосвязей окружающего мира, осознание каждым человеком личной ответственности за его сохранение и преобразование. Без этого невозможен будущий прогресс человечества, да и само его существование ставится под сомнение! На самом первом, вводном, уроке всегда доступно разъясняю детям название "экологии" как "науки о доме", о "нашем общем доме - планете Земля". Рассказываю о том, что мы не единственные и не самые главные обитатели этого дома и должны жить по его законам, в мире и согласии со своими "соседями", беречь и благоустраивать его, сохраняя для своих потомков. Простые азбучные истины. Но с азбуки всё и начинается! А её надо учить! И начинать как можно раньше! "Три кита" эффективного процесса экологического образования и воспитания подрастающего поколения - его обязательность, системность и преемственность. Система образования, в которой последовательно реализуются эти принципы, способна достичь высоких результатов в деле формирования экологически грамотной и культурной личности. Актуальность этих принципов особенно возрастает в наши дни. В условиях непростой экологической ситуации и усугубляющихся экологических проблем "экология" должна занять полноправное место среди учебных дисциплин на всех этапах образования. Экологическое образование должно стать обязательным и непрерывным: от дошкольного уровня до системы повышения квалификации. Без этого невозможно создание благоприятных условий для полноценного развития детей, воспитания их свободными, самостоятельными и ответственными членами общества. К сожалению, в настоящее время экология как учебный предмет незнакома большинству российских школьников. Приходится констатировать, что в нашем обществе и государстве недооценивается роль экологического образования в процессе личностного развития и патриотического воспитания подрастающего поколения. Но и в такой ситуации система образования нашего региона не остаётся в стороне от работы в области экологического воспитания и просвещения. Сегодня в городе и области эти задачи решаются усилиями руководителей и педагогов-энтузиастов детских дошкольных учреждений, средних общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Наставники вместе со своими воспитанниками разрабатывают и реализуют экологические проекты; организуют участие детей в городских, областных и российских экологических конкурсах и акциях. Как показали результаты анкетирования учащихся, детям интересно изучать экологию и участвовать в экологических мероприятиях (96,5%). При этом наибольшая заинтересованность проявляется в участии в городских и областных конкурсах детского рисунка, экологических газет, экологических театров, экологических проектов, сочинений и в викторинах. Отрадно, что в деле экологического воспитания и просвещения подрастающего поколения педагоги города и области не одиноки. Активную поддержку образовательным учреждениям оказывают Астраханский природный биосферный заповедник, областной эколого-биологический центр, региональное отделение Всероссийского общества охраны природы. Многие городские и областные мероприятия экологической направленности были бы просто невозможны без поддержки проекта ООН "Глобальный экологический фонд" - "Сохранение биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги". При психолого-педагогическом центре комитета по образованию и науке администрации г. Астрахани создан и эффективно работает сектор экологического просвещения. Небольшой творческий коллектив единомышленников во главе с В.Б. Романчишиной за короткое время сумел наладить совместную эколого-просветительскую работу со школами города и области; стал координационным центром, объединив педагогов-энтузиастов и учащихся в единую слаженную систему. Во многом благодаря их усилиям (при поддержке проекта "Сохранение биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги") удалось провести в минувшем сентябре первый слёт детского экологического движения, который проходил в усадьбе "Чудотворы" под девизом "Познай, люби и сохрани!" и был посвящен 450-летию г. Астрахани. В работе слёта приняли участие 180 активистов детского экологического движения из города и области. Активно действует городская творческая группа педагогов "Современные подходы к организации экологического образования и просвещения подрастающего поколения", объединяя своих единомышленников из детских учреждений и школ города. Это способствует повышению творческого потенциала педагогов, овладению и внедрению в образовательный процесс инновационных технологий. Экологический сектор совместно с городской творческой группой педагогов ведет большую информационно-методическую деятельность, организует семинары, консультации, "круглые столы" и т.д. В школе №32, например, в этом учебном году состоялся городской экологический турнир "Знатоки природы", в котором участвовали команды тридцати городских школ. Традиционными стали ежегодные конкурсы "Мир вокруг нас", "Судьба природы - в твоих руках!", экологический марафон "Знай и люби природу родного края!", посвященный Всемирному дню водно-болотных угодий, фестиваль детских экологических театров "Через искусство - к зелёной планете!" А в библиотеке им. Н.К. Крупской прошел "круглый стол" на тему "Актуальные проблемы экологического просвещения школьников". В его работе приняли участие педагоги средних школ, гимназий, лицеев, воспитатели и методисты дошкольных учреждений. Было особо отмечено, что формирование экологической культуры и мировоззрения является основополагающим моментом в процессе личностного развития и патриотического воспитания юного гражданина, а непрерывное экологическое образование - неотъемлемая его часть. По итогам работы "круглого стола" в адрес министерства образования и науки Астраханской области были направлены рекомендации, главная из которых: "принять все возможные меры по обеспечению комплексности и непрерывности экологического образования в соответствии с федеральным законом №7 от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды" (раздел 13 ст. 71)". Участники "круглого стола" надеются быть услышанными и очень рассчитывают на поддержку своих коллег и всей здравомыслящей части общества. М. БЕЗРУКАВОВА, учитель биологии и экологии школы №8, руководитель городской творческой группы педагогов "Современные подходы к организации экологического образования и просвещения подрастающего поколения" 03.03 Волга: №28 (25507) источник - http://www.volgaru.ru/index.php?oth&article=2409 | |
|
Всего комментариев: 0 | |